Магическая сила ритма в развитии речи

 
    Ритм – это основа всей музыки. Музыкальная деятельность практически невозможна без развитого музыкального чувства ритма, которое, по мнению большинства исследователей, является одной из основных музыкальных способностей, а развитие чувства ритма – важной и актуальной задачей музыкального воспитания.
Чувство ритма имеет три основных компонента:
- чувство темпа – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
- чувство метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и неакцентированных звуков;
- чувство ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению последовательности различных длительностей звуков.
Развитие чувства темпа и метра достигает своего совершенства в музыкально-ритмических движениях, композициях. Ходьба и маршировка включается в каждое занятие. Они являются естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. 
Ритмический рисунок складывается из разных группировок длительностей, которые выполняются самыми разными способами: хлопками, шлепками, шагом, бегом, прыжками, игрой на ударных музыкальных инструментах.
Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм. Метр, как невидимое сердце, дает музыке жизнь и поддерживает её. Поэтому первоочередная задача взрослого состоит в необходимости дать детям почувствовать “биение пульса” музыки, равномерную метрическую пульсацию. Музыкальный метр представляет собой систему соотношений акцентов и не акцентированных долей. Детям необходимо дать первоначальное понятие об акценте как ударном моменте в звучании. Они должны научиться прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением, например, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, щелканьем языком и т.п.) и или используя ударные и шумовые музыкальные инструменты.
    Темп
– это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, на ударах в барабан, взмахах рук и т.д. Затем включается движение ногами на месте, бег. Для занятий вначале берутся две темповые скорости: ходьба и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа. Коррекция нарушения темпа помогает восстановить правильный речевой темп.
Темп вырабатывается в упражнениях на построение: движение цепочкой, змейкой, малый и большой круги, несколько кругов. Например, на темп марша дети идут змейкой между расставленными по кругу предметами, на темп бега начинают движение по кругу.
Чувство ритмического рисунка воспитывается на основе ритма. Ритм рассматривается как один из основных элементов выразительно­сти мелодии, выражающийся в закономерном чередовании звуков различной длительности.
Ритмический рисунок складывается из разных группировок длительностей, которые могут выполняться разными способами: хлопками, шагом, бегом, игрой на барабане и т.п.
Дети с недоразвитием речи, как правило, с трудом усваивают слоговую структуру слов. Воспитание чувства ритма помогает коррекции этого недостатка. Вначале не нужно требовать от детей осознанного деления на слоги. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и деление слов на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмическими хлопками. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога в виде кружочков (большие и маленькие), полосок (длинные и короткие) и др. Проговаривая текст по слогам, взрослый одновременно с хлопками детей, отмечает каждый слог полоской нужной ширины в зависимости от длительности звучания.
Итак, выделим основные задачи по развитию у детей чувства ритма:
1. Развивать умение детей слышать и ощущать метрическую пульсацию различного характера, темпа.
2. Познакомить детей с ритмической интонацией, используя различные способы моделирования ритма: графический, двигательный, пластический, слоговой.
3. Побуждать детей проговаривать со слоговой поддержкой и воспроизводить простейшие ритмы звучащими жестами и с помощью различных предметов и музыкальных инструментов:
- имен,
- названия предметов,
- фраз,
- потешек,
- стихов.
Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью. Она легче для слухового восприятия. С помощью стихотворного ритма у детей развивается речевой слух, речевая память, происходит постановка правильного дыхания, совершенствуется произношение, отрабатывается темп и ритм речи.
Когда же дети начинают чувствовать магическую силу ритма, они испытывают большую радость, душевный подъем, они открыты восприятию внешнего мира. Если ребенок проявляет себя в ритме, это говорит о том, что его воля пробудилась и начала свою работу. А без волевого начала невозможно никакое научение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий