Развитие речи в процессе музыкального восприятия

     Одним из ведущих направлений в воспитании ребенка средствами музыки является развитие ее восприятия. Это сложная работа, связанная с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать.
    В первую очередь используется слушание музыки. Слушать и слышать музыку дети учатся в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на музыкальных инструментах, и, прислушиваясь к характеру ее звучания, во время движений. Но самой активной, пробуждающей мысли и чувства формой общения ребенка с музыкой являются моменты, когда он выступает в роли слушателя. Именно в эти моменты от него требуется наибольшее внимание, сосредоточенность и напряжение душевных сил. «Любая форма общения с музыкой учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», - говорил известный педагог и композитор Д.Б. Кабалевский.
    Необходимо, прежде всего, научить ребенка понимать о чем «рассказывает» музыка. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью, дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов. Слушание музыки сопровождается словесными пояснениями с использованием наглядности. Полезны музыкальные и литературные цитаты, направленные на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыки; иллюстрации, художественные игрушки и пособия.
В процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку, формируются навыки монологической и диалогической речи. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания произведения. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке. Советы по слушанию музыки можно прочитать  здесь.
Слушание музыки формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховое внимание и память, развивает музыкальный слух, слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия начинается от различения отдельных звуков музыкальных игрушек, инструментов к дифференцированному восприятию тембра, высоты звука, ритма, темпа, динамики музыки к последующему целостному, осознанному восприятию характера музыкальных произведений.
Слушая музыку, дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление звучания мелодии, находить разницу в силе, высоте, длительности звука, т.е. различать средства выразительности, характерные и для речи.
Поэтому взрослым необходимо использовать любую возможность для того, чтобы формировать у ребенка умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, различать и узнавать услышанное; развивать у него звуковысотный, тембровый, динамический слух, ладовое чувство и чувство ритма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий