А первые песенки у
колыбели служат для него первым музыкальным впечатлением. Чем больше
музыкальных впечатлений от звучания песенок, колыбельных, тем ярче следы
музыкальной памяти ребенка. Интересно, у одних детей от восприятия звуков в
коре головного мозга остается глубокий след, у других – слабый, поэтому
слуховые данные и память у всех разные.
Большую пользу для
развития певческого голоса и речи приносит использование детского фольклора:
колыбельные, пестушки, потешки, песенки, прибаутки, загадки, сказки, пальчиковые игры, считалки, дразнилки, ритм
которых ребенок усваивает на подсознательном уровне. Звучание коротких
четверостиший помогает ребенку воспринимать голос взрослого, его интонацию,
ритм и темп речи, развивает чувство ритма. Эти забавы передаются из поколения в
поколение, из уст в уста, от родителей к детям. Знание их необходимо всем:
родителям, педагогам и, в первую очередь, детям. При этом дети должны постоянно
слышать образцы речи или пения, пригодные для подражания. Это своего рода
профилактика дефектов речи и пения.
Постепенно
обогащение памяти звуковыми впечатлениями речи и пения взрослых создает у него
слуховой опыт. Впоследствии подпевание, а затем и пение самих детей является
как бы озвучиванием слухового опыта их музыкальной памяти.
Прежде, чем
обучать певческим навыкам, необходимо дать детям возможность сначала
прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. Сначала просто
игра звуками своего голоса, интонациями речи, затем исследование возможностей
речевого и певческого голоса. В это
время основой музыкального и речевого развития ребенка является умение слушать,
подражать простейшим звука природы, голосам птиц, животных, бытовым звукам. Выражение
себя в звуках начинается с опыта звукоподражания: «мяу», «му-му», «гав-гав» и
т.д.
Особое внимание уделяется развитию дыхания, умению правильно вдыхать и правильно выдыхать. Вдох - короткий, легкий. Выдох - длительный, плавный. Учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Детям не просто понять сам процесс дыхания. Этот навык лучше отрабатывать в играх.
Важнейшие условия правильной речи - это правильное дыхание и четкая ненапряженная артикуляция. Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Развитие артикуляции осуществляется в упражнениях и играх на четкое проговаривание гласных. Задания усложняются постепенно: сначала выдох делается на отдельных звуках, затем - на словах, потом - на короткой фразе, длинной фразе и, наконец, в пении песен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий