Пение как средство развития речи

С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья, сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Затем ребенок начинает проявлять интерес к звукам окружающего мира, звуковой стороне речи взрослого, находящегося рядом с ним. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от взрослого, чутко реагируя на интонацию голоса – ласковую или сердитую, на ритм звучащего слова. 

А первые песенки у колыбели служат для него первым музыкальным впечатлением. Чем больше музыкальных впечатлений от звучания песенок, колыбельных, тем ярче следы музыкальной памяти ребенка. Интересно, у одних детей от восприятия звуков в коре головного мозга остается глубокий след, у других – слабый, поэтому слуховые данные и память у всех разные.

Большую пользу для развития певческого голоса и речи приносит использование детского фольклора: колыбельные, пестушки, потешки, песенки, прибаутки, загадки, сказки, пальчиковые игры, считалки, дразнилки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне. Звучание коротких четверостиший помогает ребенку воспринимать голос взрослого, его интонацию, ритм и темп речи, развивает чувство ритма. Эти забавы передаются из поколения в поколение, из уст в уста, от родителей к детям. Знание их необходимо всем: родителям, педагогам и, в первую очередь, детям. При этом дети должны постоянно слышать образцы речи или пения, пригодные для подражания. Это своего рода профилактика дефектов речи и пения.

Постепенно обогащение памяти звуковыми впечатлениями речи и пения взрослых создает у него слуховой опыт. Впоследствии подпевание, а затем и пение самих детей является как бы озвучиванием слухового опыта их музыкальной памяти.

Прежде, чем обучать певческим навыкам, необходимо дать детям возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. Сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи, затем исследование возможностей речевого и певческого голоса.  В это время основой музыкального и речевого развития ребенка является умение слушать, подражать простейшим звука природы, голосам птиц, животных, бытовым звукам. Выражение себя в звуках начинается с опыта звукоподражания: «мяу», «му-му», «гав-гав» и т.д.

Особое внимание уделяется развитию дыхания, умению правильно вдыхать и правильно выдыхать. Вдох - короткий, легкий. Выдох - длительный, плавный. Учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Детям не просто понять сам процесс дыхания. Этот навык лучше отрабатывать в играх

Важнейшие условия правильной речи - это правильное дыхание и четкая ненапряженная артикуляция.  Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Развитие артикуляции осуществляется в упражнениях и играх на четкое проговаривание гласных. Задания усложняются постепенно: сначала выдох делается на отдельных звуках, затем - на словах, потом - на короткой фразе, длинной фразе и, наконец, в пении песен.

Для освобождения нижней челюсти используются распевание “дай”, “май”, “бай”. Для активизации языка – “ля”, “ле”, губ – “бра”, “бри”, “брэ”.
Слоги “ду”, “ку”, “лю”, “ле” помогают выработке верного положения артикуляционного аппарата, для активизации его уместен слог “да”.
Артикуляционные упражнения полезно сочетать с движениями. Например, руки развести в стороны и пропеть звук “а”, соединить их перед собой в форме обруча – звук “о”; из положения руки в стороны медленно сближать их перед собой - звук “у” и т.д.
С произнесения на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над развитием голоса. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром.
Сила голоса воспитывается в пропевании гласных более громко или более тихо. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности полезно проводить мелодекламации под соответствующую музыку. Необходимо развивать и диапазон голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.
Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения способствуют воспитанию четкой дикции. Для развития хорошей дикции и опоры дыхания проводятся упражнения в виде скороговорок. По мнению врачей, освоение скороговорок не только улучшает речь, но и повышает концентрацию внимания, тренируя нервные связи между мозгом и органами речи. Положительный эмоциональный настрой дают песенки на развитие музыкального слуха и голоса. Благодаря своей краткости легко запоминаются, дети видят результат своего труда. Это их очень радует, а где радость, там и успех!

Комментариев нет:

Отправить комментарий